Паркет век

История паркета

Более тридцати веков назад для оформления полов в жилищах люди начали использовать древесину, поначалу настилая полы из простых бревен или деревянных «кирпичей». Полы, вымощенные массивными дубовыми кирпичами, были неотъемлемой частью средневековых замков. К середине XI века полы настилали толстыми строганными половицами из нетвердых пород деревьев: пихты, сосны или ели. Готическая Европа XI века постепенно начала разделять монолитную деревянную доску на геометрически правильные планки и использовать различные породы деревьев. Замки средневековой знати из мрачных сооружений, выполнявших функцию крепости, медленно превращались в роскошные дворцы, с изящным убранством. Из редких и элитарных сортов древесины начали изготовлять изящные деревянные планки.

Слово «паркет» (parquet) имеет французское происхождение. В средневековой Франции так назывался небольшой парк, затем так стали называть покрытую ковром небольшую часть зала, предназначенную для аудиенций. С течением времени ковры исчезают, а название паркет закрепляется за полами, устланными изящными деревянными планками, и широко распространяется за пределами Франции.

Caillebotteraboteurs

Гюстав Кайботт «Паркетчики», 1875г., Музей Орсе, Париж

В России моду на паркетные полы ввёл Петр І, пригласивший целый цех иностранных мастеров-краснодеревщиков. До Петра I вместо паркета как такового использовалися «дубовые кирпичи» — дубовые бруски прямоугольной или квадратной формы, уложенные «в шахмат» или «ёлочку». «Дубовым кирпичом», как правило, мостили интерьеры общественного назначения, рассчитанные на на многолюдные собрания, — храмы (собор Василия Блаженного в Москве), парадные приёмные палаты и т.п. Гораздо более обычными для Руси были дощатые полы, которые часто обивались сукнами «для мягкого хождения» или покрывались иноземными коврами.

В XVIII веке паркетное искусство в России достигает своего наивысшего расцвета. В паркетной моде первой половины XVIII века безоговорочно господствует стиль русское барокко. Самым значительным петербургским дворцом в барочном стиле считается Зимний, сооружённый Растрелли в 1754 — 62 гг. на месте Зимнего дома Анны Иоанновны возле Адмиралтейства. Паркеты Растрелли отличались простотой, а в больших помещениях — крупномасштабностью рисунка. Их композиции составляли звёзды, ромбы, «зигзаг», «ёлочка», набранные преимущественно из отечественных пород древесины — дуба, клёна, берёзы.

паркет-Государственный-музей-Эрмитаж.

Государственный Музей Эрмитаж

Конец столетия ознаменовался переходом к русской классике. Стиль барокко сдал свои позиции и уступил место новому фавориту. Вместо витиеватых и замысловатых барочных орнаментов паркет стали украшать строгие классические рисунки, симметрические элементы и сдержанные линии.

d1abb61bf854ee006acb37ddc9e2e488

Официантская Екатерининского (Большого Царскосельского) дворца

Девятнадцатый век продолжает развитие подобных тенденций. Паркет этого периода отличается четкими контурами, правильными геометрическими орнаментами и строгим соблюдением симметрии. Во второй половине XIX века начинается выпуск фабричного паркета, который сразу же завоевывает огромную популярность и пользуется большим спросом у населения. C тех пор паркет по праву можно считать самым элегантным и идеальным отделочным материалом.

XIX век становится веком заката искусства художественного паркета, лучшими образцами которого и сейчас могут любоваться посетители Эрмитажа и Государственного Русского музея.

К концу этого столетия начинается своеобразный паркетный бум, массовым производством паркета занимается уже изрядное количество открывшихся в России фабрик. В Петербурге было три фабрики, специализировавшихся на производстве паркетной продукции, в Москве — восемь таких фабрик. Количество фабрик по производству паркета неуклонно увеличивается, постепенно расширяется их география. В 1914 году паркет изготавливают уже 85 российских предприятий. Именно отсюда начинается точка отсчета массового применения паркетных напольных покрытий в жилищном строительстве.

В XX веке паркет фабричного производства продолжает находить самое широкое применение в строительстве общественных и жилых зданий, в то время как художественный паркет практически полностью исчезает. Почти до середины прошлого столетия для мастеров художественного паркета находится работа исключительно в сфере реставрации памятников искусства. И только развернувшееся строительство «сталинских» высоток в Москве возродило угасший интерес к работам по созданию нового паркета.

На протяжении последних пятнадцати лет можно наблюдать новый взлет популярности этого старинного и вместе с тем удивительно современного напольного покрытия. «Возрождение» паркета выражается не только увеличением объема его производства, но и еще большим расширением ассортимента.

Паркетная доска своим появлением обязана самой обычной двери и главе семейства Чер (Kähr). Всё началось с любви к дереву шведа Юхана Чера, проживавшего в сердце шведских лесов, в небольшом городке Нюбро. Эту любовь и перенял его внук Густав Чер, ставший впоследствии основателем собственной компании по изготовлению дверей (а позднее — покрытий для пола), для выпуска которых в 1919 году он изобрёл новый метод, позволяющий собирать двери из ламелей, множества склеенных между собой деревянных сегментов. Это предоставило возможность производить двери максимально прочной конструкции, невзирая на температурные и влажностные перепады воздуха.

Однако точкой отсчета «жизни» паркетной доски стоит считать немного более поздний период — 1941-ый год, когда Густавом Чером принцип ламельной (сегментной) конструкции дверей успешно был перенесен на изготовление напольных покрытий. В этот год он стал обладателем именного патента на паркетную доску, состоящую из трех слоев. Как показало время, это стало одним из самых удачных и перспективных изобретений человечества в сфере изготовления покрытий для пола.

Еще одним нововведением, без которого сейчас невозможно представить современную паркетную доску, является решение покрыть её защитным слоем лака, что и было впервые сделано в 1958-ом году этой же компанией.

В 1997-ом году Чер был удостоен экологического сертификата ISO 14001 за замкнутый цикл выпуска паркетной доски: отходы производства идут на отопление заводообразующего городка, а пепел и зола после очистки печей используются в качестве удобрений для выращивания новых лесов, которые впоследствии пойдут опять же на производство паркетной доски. Поэтому современная паркетная доска представляет собой полностью экологически чистый и безопасный продукт.

Относительно недавно, уже в нашем веке, мы получили возможность наслаждаться в своём доме таким редким типом напольных покрытий, как художественный паркет, который позволяет привнести в интерьер дома неповторимую утонченность.

Разновидностей художественного паркета существует три: резной, мозаичный и дворцовый. Любой из этих паркетов, бесспорно, является нестандартным и производится фабриками по специальным чертежам. В производстве таких изделий используются редкие породы древесины, зачастую берутся лиственные породы. Но отечественные изготовители, кроме того, практикуют использование таких довольно привычных пород, как груша, яблоня, орех, ольха, можжевельник, тис , кипарис, самшит и морёный дуб. В процессе создания живописных узоров используются чёрная эбеновая древесина, пальма, розовый амарант, красный махагони и некоторые другие редкие породы, инкрустации которых дают просто «волшебные» результаты.

Паркетный рисунок бывает геометрическим и живописным. Геометрический узор паркета многократно повторяется по всей площади напольного покрытия. Живописный же узор представляет собой неповторимую картину, с той лишь разницей, что она находится не на стене, а на полу.

На протяжении веков обладатели художественного паркета в своём жилище могли считать себя очень богатым и могущественным, тем более что стиль многих дворцов невозможно себе представить без этого элемента декора. А так как дворцы в эпоху расцвета царской династии в нашей стране считались обычным атрибутом российской архитектуры, наша страна уже тогда могла гордиться своими золочёными паркетными полами, которые являлись высокохудожественными произведениями искусства. В России искусство живописи и искусство укладки художественного паркета соединились воедино, и это дало нам возможность сегодня наслаждаться исключительно уникальным художественным паркетом, практически не потерявшим своей первозданной красоты и ставшим более доступным для народа.

В век новых технологических достижений появилась возможность создавать и обрабатывать компьютерные эскизы узоров паркета, появились современные способы деревообработки. Однако чтобы полностью показать всё своеобразие и очаровательность художественного паркета, всё-таки, как и в стародавние времена, требуется рука профессионального мастера, знающего все тонкости поведения разных пород дерева.

Художественный паркет можно, несомненно, назвать предметом искусства, который может долгие годы жить в нашем доме и радовать не только нас и членов нашей семьи, но и близких друзей.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.