Расчет напольные покрытий

Расчет метража напольного покрытия при укладке

В одном помещении один и тот же материал можно уложить разными способами. Способ укладки необходимо согласовывать с заказчиком. К примеру, если заказчик желает сэкономить, его в меньшей степени будет волновать количество швов на ковровом покрытии: много кусков материала — меньше отходов и, соответственно, дешевле. Если же речь идет о высокобюджетном проекте — швов должно быть минимум.
На стадии подготовки проекта профессионалы строительных компаний знакомят клиента с вариантами укладки, объявляют их стоимость, и заказчик делает свой выбор. В некоторых компаниях для этого организованы специализированные отделы. «В Московском офисе нашей компании в расчетно-дизайнерскую группу входят замерщики, архитекторы, дизайнеры и расчетчики. Такой состав группы оптимален и позволяет максимально сократить время работы над проектом.
Слаженная коллективная работа дает высокие результаты. Менеджер по продажам принимает заказ, после чего на встречу с клиентом выезжает замерщик, а при необходимости — инженер производственного отдела, архитектор или дизайнер. Результаты замеров передаются в расчетно-дизайнерскую группу, готовится несколько вариантов проекта, далее они проходят согласование, и один из них утверждается заказчиком. Важно, чтобы все принятые по проекту решения были понятны заказчику, оформлены документально и подписаны им», — объясняет Александр Табишев, руководитель производственно-технологического отдела, «Контрактстрой».
От звонка клиента до полного согласования проекта может пройти около недели. Сам расчет длится от 2-4 часов (стандартный проект) до 3-4 дней (крупные или сложные объекты). «Зачастую, чтобы продать материал для крупного объекта, мы предлагаем в качестве дополнительной услуги, включенной в цену, расчет материала. Если информации от клиента получено достаточно и проект „типовой“, за один день можно просчитать достаточно большие площади, скажем, 15 тыс. м2. Но все зависит от сложности дизайна: если клиент хочет видеть на полу аппликацию мотоцикла или необычный этнический орнамент, то вполне вероятно, что за день специалисты смогут рассчитать только 300 м2», — говорит Алексей Новгородцев, «Опус».
Профессиональные программы
В современном строительном бизнесе существуют специальные программы для расчета метража напольных покрытий. Задаются определенные параметры — точные размеры помещения, тип покрытия, точка отсчета укладки материала, направление укладки материала и т. п., и программа просчитывает необходимый метраж.
Дизайнер компании «Опус» рассказал нам, что в своей практике он использует AutoCAD. В этой программе просчитывается любой материал. Там есть раскладка как по полотнам, если это рулонное покрытие, так и по квадратам, если это ковровая плитка или фальшпол. Удобство также заключается в том, что практически все специалисты работают в этой программе — архитекторы, дизайнеры, конструкторские бюро, мебельщики.
Большой плюс AutoCAD — возможность вычерчивать все в натуральную величину, — ведь достаточно часто приходится рассчитывать все до миллиметра. К примеру, заказчик предоставил план детской зоны, архитектор-дизайнер делает электронную версию проекта, вычерчивает в программе отдельные элементы, обговаривает с заказчиком дизайн, для удобства монтажа указывает артикул и цвет напольного покрытия. Если дизайн сложный — делается шаблон в натуральную величину. Далее следует решить, куда можно распределить остатки материала. После чего с проектом можно продолжать работать в таких дизайнерских программах, как Photoshop, Corel Drow и 3D MAX.
«Существуют и другие, более специализированные программы, предназначенные в основном для расчета монохромных покрытий, таких как керамическая и ковровая плитка, паркетная доска и т.п. В базу такой программы заносятся все данные по материалу, включая его размеры, артикул, цвет и цену, затем на плане помещения задаются отправные точки укладки, и программа выдает готовую спецификацию на материал. Но, поскольку в нашей компании огромный ассортимент совершенно разных материалов и значительную часть занимают проекты со сложными дизайнами со вставками всевозможных бордюров, панелей, фризов, укладкой дорожек на лестницы (в том числе винтовые), наши расчетчики предпочитают использовать более гибкие и распространенные AutoCAD и ArchiCAD», — Александр Табишев, «Контрактстрой».
Онлайн калькулятор расчета количества напольных покрытий
Расчет стоимости
Казалось бы, все просто: есть стоимость покрытия за квадратный или погонный метр и есть площадь укладки, — из этого складывается стоимость проекта. На самом деле менеджер по продажам, составляя коммерческое предложение, опирается не только на эти данные. Приходится учитывать такие факторы, как объем заказа, дизайн покрытия, условия конкретного производителя и многое другие.
«Сначала следует получить максимум информации от клиента о его пожеланиях. В процессе обсуждения круг материалов сужается, и в итоге выбирается определенный вариант. Стоимость материала складывается из стоимости покрытия за квадратный метр и расхода на раскрой (поэтому материала поставляется больше, чем чистая площадь укладки). Плюс к этому, по желанию заказчика, в смету входят сопутствующая строительная химия и аксессуары (клей, грунтовка, подложка, плинтуса и т. п.)», — говорит Александр Табишев, «Контрактстрой».
Цена за квадратный метр покрытия может варьироваться, на это влияет несколько факторов: размер заказа (чем заказ больше, тем стоимость 1 м2 ниже) и статус клиента (сетевые клиенты могут получить скидку на цену за квадратный метр покрытия).
«Цена прайс-листа далеко не всегда совпадает с ценой сметы. Если говорить о крупных объектах, скидки от прайс-листа составляют порядка 20 %. И напротив, цена, указанная в смете, может быть выше цены прайс-листа, если, к примеру, учитываются различные дополнительные затраты и интересы всех участников сделки. Необходимо понимать, что если мы предлагаем решение в комплексе, то каждая работа, каждая услуга имеет свою цену, и чем сложнее проект, тем больше увеличивается его общая стоимость», — рассказывает Алексей Новгородцев, «Опус».
Специфика напольных материалов
Напольное покрытие даже в рамках одного вида может быть разным в плане сложности расчета, — все зависит от его дизайна и формата. Сложность расчета зависит не от того, из чего этот материал сделан, а от его дизайна. Сложный дизайн может быть у любого покрытия — и у рулонного, и у «штучного». Вообще, когда специалисты говорят о расчетах, они выделяют всего два типа материала — монохромное и дизайн-покрытие. Например, при расчете и укладке ковролина профессионалы рекомендуют обратить внимание на повтор рисунка, направление ворса и наличие поперечных швов.
«На любом рулонном покрытии поперечный шов — это всегда плохо (если не предусмотрено дизайном). Например, в ковровом производстве продольные нити всегда ровные, а поперечные нити — волнообразные. К сожалению, трудно отрегулировать станок так, чтобы поперечные нити были идеально ровными. Соответственно, невозможно сделать поперечный шов полностью незаметным и технологически прочным. При расчетах важно учесть это и постараться избежать поперечных швов. Но, если речь идет о бюджетном проекте и заказчик просит сэкономить (например, укладка покрытия в технических помещениях), поперечный шов в этом случае — не проблема», — поясняет Александр Табишев, «Контрактстрой».
По линолеуму нюансов меньше. Здесь также следует учитывать повтор рисунка, запас материала на подрезку и подгонку швов. Многие производители рулонных ПВХ-покрытий дают запас материала по краю, так как если край при транспортировке будет поврежден, то придется обрезать покрытие, возможно, нарушая при этом его рисунок.
«Как правило, чем больше формат покрытия, тем больше отходов при инсталляции этого покрытия. У паркета отходы минимальны, у паркетной доски и ламината отходы могут быть больше, так как сам формат единицы покрытия больше. Обычно сложный дизайн бывает в ковровых покрытиях, здесь важную роль играет рапорт: чем сложнее дизайн, тем больше рапорт, тем больше отходов. Обычно ни в натуральном камне, ни в дереве сложных дизайнов нет, поэтому отходов меньше», — добавляет Алексей Новгородцев, «Опус».
Ошибки и сложности расчетов

Заданные размеры помещения не соответствуют действительности Далеко не всегда план БТИ или те строительные планы, которые предоставляют клиенты, совпадают с реальными размерами помещения. Если не проверить это, то при поставке товара могут произойти досадные накладки. «Для оптимального раскроя таких приблизительных схем не достаточно. Иногда клиент забывает показать (указать) какие-то помещения, не на всех чертежах указаны радиаторы или ниши, сложные конструкционные элементы. Поэтому наши замерщики выезжают на каждый объект и проводят контрольные замеры. Существует определенная форма-заявка на замеры, в которой, после проведения соответствующих работ, должна стоять подпись клиента. Это особенно актуально в условиях российских реалий: проекты делаются и сдаются в спешке, без необходимых предварительных согласований и скрупулезных расчетов, что впоследствии отражается на качестве финишных работ», — делится мнением Александр Табишев, «Контрактстрой».
Не учитывается специфика материала В одно и то же помещение может потребоваться разное количество одного и того же материала с рисунком и без рисунка, большего или меньшего формата. «Особенно часто ошибки случаются, если расчет делает менеджер или технолог, так как архитектор обычно делает визуализацию в проекте и обращает внимание на все нюансы. Часто менеджер, перестраховываясь, предлагает больше материала, чем требуется на самом деле, — ему это просто выгодно», — рассказывает Алексей Новгородцев, «Опус».
Не учитывается рапорт при заказе материала У любого материала есть такое понятие, как рапорт — повтор рисунка. Расход материала будет зависеть от сложности рисунка и от конфигурации помещения. Большой рапорт подразумевает большой остаток. После укладки материала остатки идут в ремонтный фонд заказчика. Для больших объектов (например, для отеля) обычно заказывают покрытие с мелким рисунком, с маленьким рапортом, — это дает заказчику возможность сэкономить средства.
Направление укладки У каждого материала свои особенности, и даже один вид покрытия может быть уложен по-разному. Например, для каждой коллекции ковровой плитки производитель дает свои рекомендации по укладке, так, ворс шерстяного ковра следует укладывать от окна ко входу в помещение, тогда цвет покрытия будет смотреться насыщеннее, богаче.
Срез шва на материале Некоторые покрытия идут с определенным запасом, некоторые покрытия требуют подрезки и т.п., — все это необходимо учитывать при заказе материала. Именно поэтому расчетчики должны владеть технологией укладки не хуже представителей производственного отдела.
«Одни материалы приходят с запасом по ширине (например, ширина покрытия 200+5 см на срез края) и требуют срезки кромки материала, это нужно учитывать. Некоторые рулонные покрытия требуют оформления шва подрезкой внахлест, другие укладываются с зазором примерно в 1 мм и свариваются специальным шнуром. Для других материалов также существует множество нюансов, которые необходимо учитывать», — говорит Александр Табишев, «Контрактстрой».
«Конечно, мы можем надеяться на квалификацию укладчиков, но обычно, на случай неграмотной укладки или возможных незначительных дефектов материала, необходимо „заложить“ дополнительные расходы „на прирез“. Поперечных швов не избежать, но большое их количество заказчика не устроит», — добавляет Алексей Новгородцев, «Опус».
Выбор производителя

В связи с растущим интересом к сложным дизайнам покрытий и оригинальным проектам помещений ведущие производители напольных материалов стремятся оптимизировать затраты клиента и позволяют воплотить в жизнь самые смелые идеи. Специалисты компании «Опус» отметили, что ограниченный выбор ширин рулонных покрытий и стандартная палитра говорят о негибкости производителя. Более продвинутые фабрики выпускают около пяти ширин, и это дает возможность укладчику «закроиться» безотходно. Негибкость производителей (совмещение большого рапорта и большой ширины) сразу сказывается на кармане заказчика.
Выводы
Правильный выбор производителя, проведение замеров помещения, визуализация проекта — все это позволяет избежать досадных ошибок при расчете материала и оптимизировать затраты клиента. Необходимо помнить, что ошибки в расчете могут заметно подмочить реноме строительной фирмы: избыток материала приводит к значительной переплате со стороны заказчика, а дефицит материала предполагает поставку другой партии, товар которой может отличаться по цветовому оттенку от предыдущей партии.
В этой статье мы рассмотрели еще один важный этап — расчет метража и стоимости напольного покрытия. Подводя итоги, напомним, что расчет метража зависит от дизайна покрытия, его формата, площади и конфигурации помещения. Стоимость покрытия складывается из таких факторов, как выбор производителя, площадь укладки, дизайн, размер заказа.
Менеджер по продажам должен четко понять, что хочет клиент, и потом донести идею заказчика до своих коллег. Профессиональный коллектив способен воплотить в жизнь самые необычные проекты. Все остальное зависит от фантазии и средств заказчика.
Наталья Уткина